Очень много текста!
[...] - конспект отрывков книги.
под спойлерами срыты чисто технические заметки, все самое интересное осталено на виду.
Глава 1."Процесс письма и подсознание"
[Весь наш опыт и наши знания, закрепленные в подсознании, "всплывают" оттуда, когда они необходимы, и позволяют нам писать, выражая свою мысль, но только в тех случаях, если мы хорошо представляем, что это за мысль и что именно мы хотим сказать/показать. Когда мы фрмулируем тему, детали приходят к нам как будто бы сами, на деле же - подсознание выдает нам подходящие слвоа и сцены для передачи идеи. Если ты в писательском ступоре, значит, недостаточно хорошо представляешь, что именно хочешь сказать.]
Примерно это я и чувствовала почти каждый раз, когда писала. Айн Рэнд же очень четко сфрмулировала. Получается, прцесс написания состоит из двух больших частей: получения опыта/знаний и их осмысления, а тлько затем - формулирование их в текст. Врде бы и логично, но почему-то сама я это так четко осознать не смогла. Теперь знаю.
Эта концепция не только для писательства хороша, но и в целом для жизни: в течение жизни мы запасаем знания и опыт, чтобы в тот ммент, когда перед нами встанет конкретная проблема, этот опыт аккумулировать (если надо - дополнить) и принять решение. Таким образом мы максимально используем свой интеллект, но вместе с тем даем свободу тому, что называем "интуицией". Так процесс мышления можно сделать более гибким.
[Совет: обращай внимание на то, что нравится и что не нравится в литературе, и почему именн та или иная тема/браз вызывает такую реакцию.]
читать дальшеГлава 2. Литература как форма искусства
[Выражайся как можно точнее!] - об этом подробнее у Норы Галь.
[Чтобы свободно пользоваться абстрактными понятиями (свобода, индивидуализм, рациональность), "вы должны знать бесчисленное множество кнкретных понятий, наполняющих эти абстракции"].
[Основополагающий мтив писателя - объективировать свои ценнсти (показать, доказать через текст). "Человеческая система ценностей - абстракция. Прежде всего необходимо конкретизировать ее,чтобы она стала реальной и убедительной для любого".]
Глава 3. Тема и сюжет
читать дальше[Важна не полнота высказывания писателя, но те ценности и взгляды на жизнь, которые он отражает в произведении косвенно, не напрямую. Тема романа не нуждается в философской нагрузке (если речь об эстетической ценности произведения). "Будьте уверены, что ваш сюжет может быть интегрирован в тему".]
[Вы можете писать на любую тему, о чем хотите, интерес читателей к вашей работе будет обеспечен, если вы сможете показать объективную причину, по которой следует интересоватьяс вашей темй.]
[Когда вы определились с темой, следующий шаг - интегрировать ее в сюжет, то есть раскрыть через логичную последовательность действий.]
[препятствия на пути героя создают эффект драматизации. Чем значительнее препятствия, тем лучше для романа.]
[По мнению Айн Рэнд, лучший конфликт - в пределах мышления героя, который затем выражается в действии, итаким образом получает решение.] Айн Рэнд кнфликт - это столкнвение людей в другими людьми или столкнвение идей в сзнании человека, но не стлкновение человека со случаем или силами прирды. Спорно...
Айн Рэнд делит сюжеты романов на две категории: реалистичные (не имеющие четкой последовательности действий, главное в таком романе - не сами действия, а то, как они раскрывают характер персонажей) и романтические (романы с логичной последовательностью действий, в которых герой, преодолевая препятствия, добивается своей цели). авторов, пишущих сюжеты первой категории, Айн Рэнд причисляет к фаталистам (персонажи таких авторов подчиняются воле случая), а тех, кто предпочитает сюжеты второй категории, причисляет к валюнтаристам (герои таких романов действуют по собсвтеннму выбору). Я поначалу не согласилась с этой идеей, но чем больше вспоминала книг, сопоставляла сюжеты разных романов, тем более логичной показалась мне эта идея. Сама Айн Рэнд, конечно, предпочитает "романтические" сюжеты и с пренебрежением тносится к "реалистическим", но я не столь категорична.
читать дальшеГлава 4. Сюжет-тема
[Я спрашиваю себя: как я могу ухудшить положение для каждого вовлеченного в сюжет перонаж? Усложняя конфлит, я делаю тандартную тему оригинальной.]
Глава 5. Кульминация
[Никогда не решайте мелкие проблемы поле ульминации. Проблемы незнаительных персонажей должны быть решены до нее. Однко важно, чтобы каждый конликт был решен до конца истории.]
[Начать разрботку сюжета лучше с кульминации. Если она есть, отальные события должны логически вести к ней.]
Глава 6. Как расширить возможности сюжета (как научиться писать)
[Конкретизируй абстрации: как ведет себя незаисимый/смелй человек? как ведт себя любящие/ненаидящие друг-друга люди?] Думаю, в качесте тренировки можно писать зарисовки, оторые конретизировали бы абстрактные понятия. Мне очень понрилась идея этого упражнения: оно помогает не тольо проачивать литературный силл, но и понять себя, узнать, что именно я вкладывю в понятия "свобода", "любовь" и т.п. Причем необязательно писать, важно именно понять для себя, как конкретно в реальной жизни будет выражаться то или иное понятие. [И наоборот: возвожите онкретные детали к абстракциям, например, наблюдая за людьми/обытиями/чем угодно и выявляя общие закономерности их поведения.]
читать дальше[Думай в терминах конфликтов: ищите конфликт (противостояние хрктеров, драматичесую ситацию героев) в романх, которые читаете, или, если в романе конфлит "слит", пытайтесь понть, как вы могли бы испраить ситуацию].
[Спросите себ, какой род конфлитов и событий заинтересовал бы вас. При ответе неограничивайте себя моралью и не ведите себя как цензор.]
Глава 7. Характеристика
[В знаете человека/персонажа, если знете, каковы его мотивы поступать так или иначе.
Характеристиу можно показать через действие или диалог.
Все, что в говоритье о персонаже, приобретает значение просто по факту включения в ашу историю. Искусство - это отбор.]
[Понимание индиидуальности... Сначала вы улаливаете непосредственную мотиваию действий человека/персонажа. Затем спрашиваете: почему такая мотивация? Вопрос "почему" задается до тех пор, пока не удастся найти глубинную мотивацию и ухватить зерно индивидуальности.] - интересно не только в контексте развития персонажей, но и в целом любоптный психологический эсперимент.
[Искусство и трудноть романтической характеристики - необхоимость предстаить архетипическое (свойственное многим людям с определенным зглядом на мир), но наделить персонажа специфическими четрами, чтобы он производил впечатление особенного человека, непохожего на других].
Глава 8-10. Стили, их специфика и проблемы
[Что писать (опиыать пейзаж/дейстия/эмоии персонажей) + какими слоами писать.]
Что любопытно, Айн Рэнд категорически против упражнения, которое очень чсто рекомендуют начинающим писателям: он проти того, чтобы подржать стилю другого и считет, что такм методом можно тольо убить собственную инивидуальность.
[Экспозиция - изложение того, что требуется знать читателю, чтобы понять сцену.] Особое икусство в том, чтобы органично вплести эти знания в текст, не перегружая его, но и не оставляя читателя один на один с его домыслами.